Агросредства
Фотография категории
Сельхозкультуры
Фотография категории
Готовая продукция
Фотография категории
Семена
Фотография категории
Техника и оборудование
Фотография категории
Услуги
Фотография категории
Агросредства
Фотография категории
Корма
Каталог
Избранное
Разместить
Сообщения
Профиль
325

Каким был агробизнес уходящего 2022 года

Какой будет динамика сельхозпроизводства по итогам года? Какие сектора станут основными драйверами отрасли, какие могут внести отрицательный вклад в ее развитие?

Динамика развития АПК России в текущем году преимущественно положительна. В растениеводстве достигнуты рекордные урожаи зерновых, валовой сбор которых может составить 145 млн т в чистом весе и на 19,5% превысит показатели прошлого года: почти на четверть собрано больше пшеницы и на 30% выше сбор ячменя. Положительную динамику демонстрируют сборы сахарной свеклы (+5,3%), картофеля (+5%), масличных культур (+9,4%), в том числе сои (+12,5%) и рапса (+53%).

Животноводство по итогам года, скорее всего, покажет разнонаправленную динамику: производство свинины вырастет более чем на 6%, мяса птицы – на 3,5-4%, молока – на 1%. Вместе с тем в течение 9 месяцев текущего года наблюдается снижение поголовья КРС (более чем на 1,8%), и к концу года падение производства говядины может составить 3,5%.

Негативным трендом в развитии отечественного животноводства стало существенное сокращение поголовья КРС и свиней в личных подсобных хозяйствах из-за удорожания кормов.

Руководитель сельскохозяйственного подразделения концерна «Покровский» Максим Мишарев отметил, что этот год для компании был ознаменован резким ростом затрат — на удобрения, агрохимию, зарплаты, логистику, автотранспорт. «К концу года ситуация выровнялась, многие компании осознали, что, задрав цену, они потеряли долю рынка», — сказал он. В итоге в совокупности себестоимость производства на гектар выросла в «Покровском» на 20%, рентабельность производства растениеводческой продукции уменьшилась, хотя частично ее удалось отыграть за счет высокого урожая, особенно по сахарной свекле, которая к тому же продемонстрировала высокую дигестию. Однако в целом этот год для концерна в плане доходности был гораздо хуже предыдущего. 

Как сложился 2022 год для сельского хозяйства? Насколько он оказался сложнее 2021-го? Какие очередные новые вызовы стали для отрасли наиболее серьезными и сложными для преодоления? Какие из возникших сложностей удалось успешно решить, где еще остаются вопросы?

Рекордные урожаи, результатом которых стал рост обеспеченности зерном до 159% вместо запланированных 95%, привели к избытку зерна на рынке, который способствует существенному падению рыночных цен, текущий уровень которых зачастую не покрывает себестоимости производства. Производители зерна приостанавливают продажи, предпочитая его складировать в ожидании повышения цен. Несмотря на то, что площади имеющихся в России зернохранилищ способны вместить 150 млн т зерна, только половина из них может сохранить зерно на срок более 6 месяцев, другие – не смогут обеспечить длительное хранение зерна без серьезных потерь качества.

Обеспечить растениеводам требуемый уровень рентабельности и разгрузить зернохранилища могло бы стимулирование экспорта, для чего нужно использовать все доступные механизмы. Правительство более чем вдвое увеличило квоты на вывоз зерна, но снижать высокие экспортные пошлины или хотя бы повысить индикативную цену, оно не планирует, мотивируя такое решение эффективностью механизма ценового демпфера, позволяющего субсидировать сельхозпроизводителей.

Уходящий год собрал в себя все вызовы, с которыми сельхозпредприятия сталкивались во все предыдущие периоды, в том числе, геополитические и погодные, отметила финансовый директор компании «АгроТерра» Ирина Бычкова. «Нам все время приходилось прорабатывать разные альтернативные сценарии, быстро перестраиваться — быть гибкими», — пояснила она. Каждое решение приходилось тщательно взвешивать. При этом, подчеркнула Бычкова, в 2022 году компания не заметила существенного увеличения производственных затрат, так как заранее закупила все необходимое для производства, а вот в 2023-м рост уже будет существенным. 

Какие макроэкономические факторы/ события/ решения правительства и т.д. оказали наиболее существенное влияние на агросектор в этом году? Насколько сильно отрасль ощутила на себе влияние западных санкций и с какими еще их отложенными последствиями ему придется столкнуться?

Антироссийские санкции оказывают негативное влияние на отечественный агросектор, затрудняя расчеты, формируя логистические проблемы, увеличивая транспортное «плечо» доставки. Производители зерна испытывают сложности при фрахте зерновозов, страховании грузов и перевалке в зарубежных портах.

Несколько снизить негативное влияние санкций должна помочь организация доступной для зарубежных покупателей системы рублевых расчетов за поставляемое зерно, которую российское правительство во взаимодействии с Центральным банком планирует запустить уже с начала следующего года. Однако проблем экспортеров прочей сельхозпродукции эта новация не решит.

Как на агросектор может повлиять на переход экономики на «военный режим»? Какие новые сложности или задачи могут появиться перед отраслью?

Присоединенные в результате февральских событий территории нуждаются в поддержке. Обеспечить фермеров этих территорий посевным материалом правительство сможет, используя интервенционный фонд. Из-за чего закупки зерна в этот фонд могут вырасти с ежедневных 36 тыс. т до 100 тыс. т и более. Дополнительных объемов госзакупок зерна могут потребовать условия «зерновой сделки», вернувшись в которую, Россия взяла обязательства поставить 500 тыс. т. зерна бедным странам бесплатно.

На показатели развития агросектора также оказала влияние частичная мобилизация, которая сформировала дефицит механизаторов и водителей грузовой техники на отдельных сельхозпредприятиях и в фермерских хозяйствах.

Какое влияние оказали погодные условия на  посев озимых и сбор урожая?

В «АгроТерре» озимый сев проходил непросто из-за погоды. «Нам пришлось сеять и убирать урожай одновременно, поэтому 20% площадей, которые мы хотели засевать озимой пшеницей, мы отдадим под яровые — скорее всего, под сою», — поделилась планами Бычкова. Тем не менее, компания смотрит в будущий год позитивно, думая, как использовать существующие на рынке вызовы для того, чтобы развиваться. «Одни из ключевых фокусов для нас — это семеноводство: расширение портфеля сортов, работа с генетикой», — добавила она.

 
В похожей ситуации находилась и «Русская аграрная группа»: к концу первой декады декабря компания еще продолжала уборку подсолнечника, хотя озимый сев к тому моменту уже завершила. При этом, признала Рыжкова, озимый сев был тяжелый, но компания справилась с этим вызовом. В «Малино» площади под озимыми небольшие, и в этом году компания справилась с севом своими силами, однако в 2023-м компания рассматривает привлечение студентов к большему числу операций.


В следующем году участники рынка надеются на увеличение стоимости сельхозпродукции, а также на пересмотр экспортной пошлины. А вот снижение производственных затрат за счет сокращения использования удобрений, СЗР и т. д. для сельхозпроизводителей неприемлемо, подчеркнул Мишарев, так как это приведет к падению урожайности и еще большему увеличению себестоимости производства.