Аграрии Черноземья изучают возможность замещения импортной сельхозтехники отечественными аналогами в условиях частичного ограничения зарубежных поставок. Большая часть сельхозтехники в макрорегионе — отечественного производства, но зависимость от импортных свеклоуборочных машин составляет 95%. На рынке сахара уверены, что в ближайшее время российских аналогов не появится. Производители спецтехники не видят перспектив создания отечественного производства свеклоуборочных комбайнов без выхода на внешние рынки, а там конкуренция крайне высока. Эксперты напоминают о возможности закупок через третьи страны, а при налаживании производства в условиях санкций — копирования зарубежных образцов.
Власти регионов Черноземья к началу весенних полевых работ начали отчитываться об обеспеченности аграриев техникой и их зависимости от импортных машин. Курирующий АПК воронежский вице-премьер Виктор Логвинов рассказал, что регион в полной мере был готов к посевной, а заграничными в Воронежской области являются 15% тракторов, 47% кормоуборочных комбайнов и 100% комбайнов для уборки сахарной свеклы.
В середине марта вице-премьер сообщал, что «есть вопросы» по поставкам новой сельхозтехники от одного из мировых производителей — компании John Deere.
Аналогичная ситуация сложилась и в других регионах Черноземья. В правительстве Белгородской области сообщили, что в субъекте зарегистрировано более 13 тыс. единиц сельхозтехники, в том числе 1,61 тыс. (12,3%) импортного производства.
К полевым работам подготовили 6,44 тыс. тракторов (11% — импортные), 2,69 тыс. прицепов (менее 6%), 1,51 тыс. зерноуборочных комбайнов (41%), 187 кормоуборочных комбайнов (28%) и 67 свеклоуборочных комбайнов. В числе последних 50 импортных, или 75%, — это наименьший показатель в Черноземье.
В администрации Курской области рассказали, что ежегодно местным аграриям поступает около 1 тыс. единиц различной сельхозтехники и оборудования на общую сумму более 3,5 млрд руб. Абсолютных цифр там не назвали, но доля импортных тракторов в регионе составляет 10%, зерноуборочных комбайнов — 25%, кормоуборочных — 27%, а свеклоуборочных — 100%.
В Липецкой области доля зарубежной техники в среднем выше: на зарубежные тракторы приходится 22%, на прицепную технику — 30%, на зерноуборочные комбайны — 35%, на кормоуборочные — 40%, а на свеклоуборочные — 93%.
В Орловской области из 6,03 тыс. тракторов почти 20% — импортного производства. Зерноуборочных комбайнов в регионе 2,38 тыс. (27% — импортные), кормоуборочных — 127 (25%), свеклоуборочных — 57 (100%). Доля прицепной техники составляет 26,2%. В Тамбовской области числится 8,87 тыс. тракторов (в том числе импортных — 7%), 3,01 тыс. зерноуборочных комбайнов (10%), 51 кормоуборочный комбайн (20%) и 187 свеклоуборочных комбайнов и комплексов (100%).
В среднем в Черноземье доля импортной свеклоуборочной техники близится к 95%. Ее общее количество составляет несколько сотен единиц, при этом крупные комбайны — наиболее дорогой вид сельхозтехники.
Какую категорию свеклоуборочных комбайнов в некоторых регионах относят к отечественным, власти не уточняют. Но в России налажена сборка некоторых зарубежных комбайнов — в частности, на предприятии немецкой Ropa в Липецкой области. В них, впрочем, велика доля импортных комплектующих.
Для свеклосеяния «непоставка импортной специализированной посевной и уборочной техники остается главным риском — в России нет и в ближайшее время не будет ее аналогов»: «Неясна ситуация с поставками новых комбайнов Ropa, Holmer, Grimme».
По остальным видам техники «многие производители ждут окончания спецоперации и тогда, возможно, смогут возобновить поставки», отметил собеседник «Ъ-Черноземье»: «Это касается тракторов из США и ЕС — John Deere, CNH, Fendt. Но проблемы с импортными комплектующими есть и у тракторов и комбайнов “Ростсельмаша”, у КамАЗов. По этой технике, а также по зерновым комбайнам импортозамещение продукцией из России и Белоруссии возможно, но на это нужно время. А такие компании, как KWS, Amazone, Vderstad, решили не уходить с рынка РФ и поставляют свою технику».
По данным Федеральной таможенной службы, объем импорта свеклоуборочных машин в Россию крайне невелик и составил в 2020 году 25 штук, а в 2021 году — 30 штук, рассказали «Ъ-Черноземье» в ассоциации производителей спецтехники «Росспецмаш»: «Это очень узкий сегмент, поэтому для целесообразности инвестиций в производство такой сложной и дорогостоящей техники у производителя должна быть уверенность, что он сможет реализовывать машины не только в России, но и за рубежом».
«Учитывая, что при экспорте на рынке свеклоуборочных комбайнов новым российским игрокам придется конкурировать с крупными мировыми брендами, инвестиции в подобные проекты выглядят очень рискованными»,— добавили в «Росспецмаше».
Эксперт в промышленной сфере Леонид Хазанов согласен, что для налаживания производства свеклоуборочной техники в России потенциальным инвесторам нужен прогнозируемый сбыт: «Выходом из ситуации может стать организация выпуска техники на условиях государственно-частного партнерства — например, с привлечением займов в Фонде развития промышленности и предоставлением свеклоуборочных комбайнов фермерам и сельхозпредприятиям через "Росагролизинг"».
«Получать зарубежную технику и запчасти к ней через Китай или иные страны возможно, но это будет затратнее, чем напрямую от ее иностранных производителей,— отметил эксперт.— Насколько потеряли актуальность советские разработки свеклоуборочной техники — вопрос. Но можно попробовать пойти по китайскому пути, когда технику разбирают до винтика, изучают и делают свои образцы, слегка отличающиеся от их иностранных аналогов. В условиях санкционной войны все средства хороши».