Один из собеседников «Коммерсанта» говорит, что в конце февраля российские и зарубежные предприятия остановили отгрузки неоплаченных объемов СЗР до 14 марта, отозвали прайс-листы и не заключают новые контракты. По мартовским контрактам производители подняли цены в 1,3-1,5 раза к уровню февралю, добавляет собеседник издания. Также поставщики требует предоплату, что создает дополнительное давление на денежные потоки компаний.
Гендиректор компании «Тамбовские фермы» Игорь Поляков ранее рассказывал «Агроинвестору», что ситуация с поставками СЗР «непонятная»: почти все действующие вещества для них импортные, и российские производители уже приостановили проплаченные и подписанные контракты. «Никто не знает, что будет дальше, на 10 дней все взяли таймаут. Иностранные пестициды вообще не поставляются, даже тем, кто заплатил», — говорил он в первой декаде марта.
Владимир Алгинин, исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений
Российский рынок СЗР всегда был рынком потребителя. Но условия текущего года настолько сложны, что мы вынуждены выходить на полную предоплату, чтобы не потерять финансовую ликвидность и провести закупки действующих веществ. В остальном я не вижу критических проблем, кроме роста цен и сбоев по отдельным иностранным компаниям. Сегодня все меняется, и многим это не нравится, но это зависит не от нас. Поэтому нужно учиться жить в новых условиях, но, я думаю, что все вернется на круги своя, и мы как работали, так и будем работать на урожай России.
На этот год подтвержденный объем рынка СЗР в России уже составляет 160 тыс. т, а для проведения посевной нужно гораздо меньше, говорит исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений Владимир Алгинин. По его словам, в прошлом году российские аграрии использовали 187 тыс. т СЗР, дефицита агрохимии в стране нет.
Однако цены на СЗР в России растут. Алгинин говорит, что удорожание отмечалось еще в сентябре прошлого года из-за повышения стоимости действующих веществ из КНР: тогда их отдельные группы дорожали в пределах 400%. «Поэтому, когда формировались контрактные цены на текущий год, учитывался именно этот уровень. Тогда рост цен в среднем составлял 15-30%, так как действующие вещества мы закупаем в течение всего года, это нивелировало сильное удорожание, начавшееся в сентябре», — прокомментировал «Агроинвестору» Алгинин.
Тем не менее, тогда контрактация проводилась как и прежде — с учетом отсрочки платежей, то есть производители СЗР получали предоплату не более 30%. Но после начала «специальной военной операции» в конце февраля и резкого роста курса доллара таких условий больше быть не может, потому что 90% сырья для производства СЗР закупается за рубежом за валюту. Кроме того, поскольку с закупкой действующих веществ в Европе есть проблемы, производителям нужно искать альтернативных поставщиков, рассказывает Алгинин.
«Наши контрагенты тоже перевели нас на предоплату, хотя мы раньше пользовались определенной отсрочкой платежей <...>. В итоге, чтобы не допустить падения ликвидности, производители СЗР были вынуждены ввести для аграриев полную предоплату и по ранее заключенным контрактам. Что касается остальных поставок и заключения новых контрактов, то компании просто брали тайм-аут: прайс-листы готовы, но цены, естественно, будут выше», — говорит Алгинин. Так, по отдельным группам товаров рост составляет 60-70% к 2021 году.