В этом году аграрии столкнулись с проблемой наличия ресурсов, необходимых для проведения ярового сева. Резко обвалился рубль, деньги стали недоступны — ключевая ставка банка в 20% означает, что кредиты будут давать под 30%. Многим банки и вовсе отказывают в кредитах.
При отсутствии денег у крестьян все поставщики ресурсов перешли на систему 100% предоплаты. Раньше все средства для защиты культур предоставлялись с отсрочкой платежа до одного года. Сейчас приходится искать альтернативу — применять механическую прополку, находить способы борьбы с сорняками. Это называется — падение технологичности.
Аграриям необходимы семена, удобрения, химия, ГСМ, а со всем этим большие проблемы. Если поставки зарубежных гибридов прекратятся, придется перейти на свои сортовые семена — это приведет к резкому падению урожая. Плюс ко всему уже в мае ожидаются перебои с электроникой и программным обеспечением для умной сельхозтехники, когда посевная пойдет полным ходом.
Введенные ограничения — запрет на экспорт, квоты — скажутся на желании фермеров и переработчиков сохранять объемы производств. Ведь государство квотами и пошлинами ограничивает их доходность. Производить то, что не имеет рынка сбыта, бессмысленно. Зерновое производство уже падает, статистика это отразит только в 2023 году.
При благоприятных погодных условиях валовый сбор зерна составит в районе 120 млн тонн. В случае неблагоприятных — будет существенно меньше: около 100 млн тонн.
Затраты российских аграриев на посев пшеницы, картофеля, подсолнечника и других культур оцениваются в рекордную сумму 1 трлн рублей.
Сейчас конкуренты «наращивают мускулы» и в итоге могут заместить нас на мировом рынке, рассказал о ситуации на аграрном рынке Аркадий Злочевский.